Капитализм Рима
Рим не был индустриальным городом. Из крупных производств , были только две фабрики: бумажная, и по производству красителей. С тех давних античных времен его подлинной индустрией была политика, которая предоставляет заработкам пути намного более короткие и быстрые, нежели настоящая работа. И это склонность не изменилась и в наши дни.
Основными источниками доходов римских господ , были махинации в корридорах министерств и ограбление провинций. Они тратили множество денег на карьеру. Но, однажды добившись какой-нибудь высокой административной должности возвращали себе потраченное с высокими процентами и владывали заработанное в агрикультуру.
Небольшие землевладения, которое Гракхи, Цезарь и Август желали возобновить своими аграрными законами, не выдержали конкуренции с латифундиями: война, засушливый год, были достаточны чтобы их разрушить, к выгоде больших землевладений, которые имели возможность выстоять. Некоторые из них, были велики как королевства, говорит Сенека, за которыми ухаживали рабы не стоящие почти ничего, но они обрабатывали землю без какого-либо критерия и специализировались в основном на животноводстве, которое приносило больше денег, чем вспашка земель.
Пастбища по 10-20 тысяч гектаров, со стадами в 10-20 тысяч голов, не были редкостью.
Но, во время между Клавдием и Домицианом начинается медленное изменение. Длительный мирный период и распространение полного гражданства на жителей провинций пресекли поставки рабов, которые становятся редкими, и следовательно, более дорогими: и улучшение скрещиваний в животноводстве приводит к кризису перепроизводства скота, нехватке кормов и падению цен на мясо.
Многие животноводы начинают считать более подходящим возвращение к агрикультуре, делят фактории на имения и сдают внаем колонам, которые были предками сегодняшних крестьян и очень, если правда то, что Плиний о них рассказывает, на них похожими: цепкие, крепкие, скупые, недоверчивые и консервативные.
Эти в земле знали толк и имели интерес получать с нее доходы. Вдруг, начинается использование удобрений, ротация культур и селекция семян. Импортировали и прививали, после рациональных экспериментов виноград, персики, абрикосы и вишни. Плиний упоминает 29 сортов фиг. И вино производится в таком количестве, что Домициан во избежание кризиса, запрещает посадку новых виноградников.
Поизводства рождались на ремесленной и семейной базе вокруг этих земледельческих микрокосмосов, завершая их самодостаточность. Фактория настолько считалась богатой, насколько могла удовлетворить собственные потребности. Там была бойня, где забивали скот и делали колбасы. Там были печи для производства кирпича. Там обрабатывали шкуры и раскраивали,и шили обувь. Ткали шерсть и выкраивали одежду. Не было и тени той "специализации", что сегодня делает работу невыносимой и превращает в автомат того кто ей занимается. Производственный крестьянин тех времен, отцепив быков от плуга превращался в плотника или начинал ковать железо...
Единственным производствjм соответствующим современным критериям была разработка недр. Теоретически, недрами владело государство, которое, доверяло их разработку "частникам" за довольно скромную плату. Материальная заинтересованность привела тех к открытиям серы на Сицилии, угля в Ломбардии, мрамора в Луниджиане, и их применению. Цена производства была минимальная, поскольку работа в карьерах доверялась исключительно рабам и каторжникам, которым не требовалось никакой зарплаты, и не было необходимости страховать их от несчастных случаев.
Еще одной крупной индустрией была строительная, со своими специалистами, от лесорубов до водопроводчиков и стекольщиков. Но настоящий индустриальный капитализм не смог развится, прежде всего из-за конкуренции, которую рабский труд составлял механизации. Сто рабов стоиле меньше, чем стоила бы одна турбина, и механизация произвела бы неразрешимую проблему безработицы.
И пожалуй, многие общественные службы того времени были лучше организованы, чем в Европе, скажем, XVIII века. Империя имела сто тысяч километров автострад, только одна Италия владела четырьмя сотнями крупных артерий по которым шел интенсивный и организованный траффик.
Качество дорожного покрытия позволило Цезарю проехать 1500 км. за 8 дней, вестник, которого Сенат отправил к Гальбе сообщить о смерти Нерона потратил 36 часов чтобы преодолеть 500 километров.
Почта не была публичной, хотя и называлась "cursus publicus". Смоделлированная Августом по персидской системе, она должна была использоваться только дипломатической почтой, т.е. государственной корреспонденцией, и часнтые лица могли ей воспользоваться только по специальному разрешению. Телеграф представлял собой световые сигналы маяков устроенных на возвышенностях, и оставался таковым вплоть до времен Наполеона. Частная почта осуществлялась частными компаниями, или доверялась друзьям и проезжим попутчикам. Но такие богатеи как Лепид, Апиций, Поллионий имели собственные почтовые службы, чем ужасно гордились.
Перекрестки и остановки были великолепно устроены. На каждом километре стояла капитель, указывающая дистанцию до ближайшего города. Каждые десять километров была "станция" с трактиром, спальнями, стойлами, свежими лошадьми напрокат. Каждые тридцать км. , были "мансионы", такие же как и станции, только более просторные и лучше организованные, с борделем. Маршруты охранялись полицейскими патрулями, которым так и не удалось никогда сделать их полностью безопасными. Богачи передвигались сопровождаемые настоящими "поездами" из повозок, в которых спали под охраной ооруженных рабов.
Туризм процветал, почти так же как в наше время. Плутарх иронизировал над "globe- trotters" наводняющих города. Как и у молодых англичан в прошлом веке, воспитание молодого римлянина не считалось законченным без "grand tour". Отправлялись, прежде всего, в Грецию, морем, поднимаясь на корабль в Остии или Поццуоли, которые были два крупных порта того времени. Самые бедные садились на один из множества карго, что отправлялись за закупками на Восток; для богатых существовали подлинные трансатлантики, которые ходили под парусами, имели водоизмещение до 1000 тонн, длинну 150 метров и роскошные каюты.
Пиратство пракитески исчезло во время Августа, который победил его, учредив два крупных home fleets постоянно находящихся в Средиземноморье. Таким образом, теперь корабли плавали даже ночью, но почти всегда вдоль берегов из-за страха перед бурями. Расписаний не было, потому что все зависело от ветра. Обычно шли со скоростью 5-6 узлов в час и из Остии до Александрии было около 10-ти дней пути. Но и билет был недорог; на карго, маршрут до Афин не превышал 50-ти лир(1).
Судовые команды были опытные и во всем похожие на нынешние: народ без предрассудков и нечистый на руку, с ярко выраженными пристрастиями к кабаку и борделю. Капитаны были специалистами, которые постепенно превратили ремесло навигации в настоящую науку. Иппал открыл периодичность муссонов; и путешествия из Египта в Индию на которые раньше уходило полгода, теперь начали совершать за месяц. Появились первые карты, были установлены первые маяки.
Все это произошло быстро, поскольку римляне имели в теле, кроме страсти к оружию и законам, еще и страсть к инженерии. Они не подняли никогда математические исследования на те спекулятивные высоты, как греки, но применяли их с гораздо большей практичностью. Осушение Фучино было подлинным шедевром //it.wikipedia.org/wiki/Fucino , и дороги которые они конструировали остаются и сегодня моделями для подражания.
Египтяне первыми открыли принципы гидравлики, но римляне их конкретизировали в водопроводах и канализациях коллосальных пропорций. Им мы обязаны струями сегодняшних римских фонтанов. И Фронтин, который организовал эту систему, описал ее в руководстве высокой научной ценности. Он справедливо сравнивает эти произведения для общественного блага, с полнейшей бесполезностью египетских Пирамид и многих конструкций греков. В его словах блещет римский гений, практический, позитивный, на службе общества, а не эстетических индивидуальных капризов.
Трудно сказать насколько экономическое развитие Рима и его Империи было обязано частной инициативе и насколько государству. Государство владело недрами, широкими земельными угодьями и вероятно некоторыми военными индустриями. Гарантировало цену на зерно через систему запасов и предпринимало непосредственно крупные общественные работы для сокращения безработицы. Оно использовало также Казну как банк, одалживая частным лицам под твердые гарантии и высокие проценты. Но не было очень богатым. Доходы Государства во время Веспасиана, который их увеличил и администрировал со строгостью, не превышали сто миллиардов лир (2), полученных, прежде всего, от налогов.
В общем, можно сказать это было государство скорее либеральное, чем социалистическое, которое предоствляло инициативе собственных генералов чеканить монету в "провинциях" теми управляемых. Сложная монетарная система, которая вследствии сформировалась была раздольем для банкиров, которые устраивали на ней все свои дьяволерии; сберегательные книжки, чеки, векселя, платежные требования. Они основывали соответствующие банковские институты с филиалами и корреспондентами во всем мире, и эта сложная система сделала неизбежными booms и кризисы, как случается и сегодня.
(1),(2) Для сравнения цен можно указать, что ко времени первого выхода книги Монтанелли (1959год), скромная зарплата была приблизительно 20.000 лир, насколько можно судить по фильмам того времени.
перевод sgt_pickwick
публикуется с разрешения переводчика.