Первым номером шло представление экзотических животных, многих из которых римляне еще никогда не видели. Слонов, тигров, львов, леопардов, пантер,медведей, волков, крокодилов, гиппопотамов, жирафов, рысей и так далее выступало на арену до десяти тысяч, и многие были карикатурно разукрашены, пародируя персонажей истории или легенды. Затем арена опускалась вниз и появлялась вновь подготовленная к сражениям: львы против тигров, тигры против медведей, леопарды против волков. В общем, к концу спектакля, едва ли половина из этих 10.000 бедных животных оставались живы. Другая половина исчезла в их желудках. Далее, арена снова опускалась вниз и появлялась устроенная для plaza de toros. Коррида, ранее практиковавшаяся этрусками, была впоследствии импортирована в Рим Цезарем, который видел ее на Крите. У него была слабость к подобным праздникам, и он стал первым кто подарил согражданам битву львов.
Штука с быками понравилась римлянам невероятно, они пристрастились к ней немедленно и с тех пор вызывали ее всегда. Тореадоры не владели ремеслом, и следовательно, были предназначены к смерти. Действительно, их выбирали из рабов и приговоренных, как и остальных гладиаторов, впрочем. Многие из них даже не сражались. Должны были предствлять кого-нибудь из мифологических персонажей и закончить трагически взаправду.
Чтобы оживить патриотическую пропаганду, один представлял Муция Сцеолу и обязан был сжечь руку на углях, другого, как Геркулеса кремировали живьем на погребальном костре, еще один, как Орфей, раздирался на части львами, в то время как играл на лире. Должны были быть, в общем, спектакли "вопитательные" для молодежи и, как таковые, не были вовсе запрещенны "детям до 16-ти", наоборот.
Следовали сражения между гладиаторами, все приговоренные к высшей мере за убийство, грабеж, кощунство или бунт, каковые были преступлениями наказуемыми смертной казнью. Но когда таковых была нехватка, предупредительные трибуналы приговаривали к смерти и за преступления намного менее тяжкие: Рим и его императоры не могли обойтись без этого человеческого мяса для мясорубки. Тем не менее, были и добровольцы, отнюдь не все низкого происхождения, которые записывались в специальные школы, чтобы после сражаться на арене Цирка. Это были, возможно, наиболее серьезные и строгие школы Рима. Туда поступали почти как в семинарию, поклявшись в готовности отдать себя "пороть, жечь и резать".
Гладиаторы имели в каждом сражении один шанс из двух стать народными героями, которым поэты посвящали свои песни, скульпторы свои статуи, эдилы свои постройки, дамы свои благосклонности. Перед соревнованиями им предлагался пантагрюэлический банкет. И если не выигрывали, были обязаны умереть с улыбкой безразличия. Звались разными именами по виду оружия, которое использовали, и в каждом спектакле участвовали сотни таких дуелей, которые могли окончиться без убитого если проигрывающий отличился смелостью и бравурой, и был помилован толпой жестом большого пальца вверх. В одном спектакле, подаренным Августом и длившимся восемь дней участвовали десять тысяч гладиаторов. Служители наряженные Харонтами и Меркуриями прокалывали павших острыми вилами, чтобы убедиться что те мертвые, симулянтам отрубали головы, рабы-негры оттаскивали трупы и рассыпали новый песок для следующих сражений
Из книги Индро Монтанелли "История Италии" (Indro Montanelli "Storia d'Italia")
перевод sgt-pickwick
Публикуется с согласия переводчика